«Воспитание у молодежи ответственности через социальный вид деятельности»

20/10/2018В помощь педагогам публикуем доклад руководителя методического объединения педагогов воскресных школ Покровской епархии Н.Л. Будариной на секции Покровских образовательных чтений, которая прошла 20 октября 2018 года в Покровске.


Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, и Церковь веками служила опорой государству и семье в деле воспитания детей и молодежи. Воспитать в подростке (а на приходах преимущественно это и есть наша молодежь) чувство ответственности — очень важная задача.

Ответственность можно привить и воспитать только личным примером. Подтверждение этому мы находим в Евангелии от Иоанна. Ин.5:19. «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». «Отец становится как бы учителем Сына, показывающим Ему, как должно делать». Толкует нам эти строки блаженный Феофилакт Болгарский.

А живший еще в дохристианскую эпоху языческий философ и учитель Квинтиллиан утверждал: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу, они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы». Так он рассуждал давно, но трудно с ним не согласиться и сегодня.

Раньше образование в России было крепко православным укладом воспитания детей в общеобразовательной школе. Сегодня по России, к сожалению, более 45% родителей начальных классов выбирают для своих детей предмет «Светская этика», а не Основы Православной Культуры.

Раньше родители смотрели на детей, как на дар Божий. Дети учились с почтением относиться к своим родителям. Был высок нравственный авторитет педагога. Воспитание того времени было нацелено на то, чтобы человек стал патриотом, любящим свой народ и Отечество.

Церковь, семья и школа, помогали в этом друг другу, решали самую трудную задачу правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей благоуспешной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.

Сейчас же мы имеем то, что имеем. К сожалению, не всем сегодня надо, чтобы Православная Церковь наполнила, напитала духовностью и подлинным смыслом жизнь молодого человека.

Работая с подростками в воскресной школе и с молодежью на приходе, мы стали задумываться как их заинтересовать, как привлечь на приход, как сделать так, чтобы не уходили подростки «в никуда» или на улицу. Обычно воспитание ответственности начинается с малых лет, но даже в переходном возрасте можно сформировать чувство ответственности. Нужно только научиться воспринимать подростка как взрослого.

Мы понимали, что организация общение молодых людей – это наша первостепеннейшая задача. Поэтому мы постарались охватить все стороны жизни подростка (или как мы говорим, молодежи от 14 до 18лет). По возможности, стараясь занять их свободное и внеурочное время, выходные дни, каникулы.

Начиналось все с небольшой группы ребят старшей возрастной ступени воскресной школы пару лет назад, когда мы поняли, что их надо чем-то «загружать», не просто занимать, а доверять какое-то дело, воспитывая тем самым ответственность.

 В начале ребята с энтузиазмом стали помогать нам в работе с детьми на школьной летней площадке как вожатые, а через некоторое время лучшие уже поехали помощниками в наш епархиальный лагерь «Гардарика».

Затем, благодаря грантовым проектам «Добро руками молодых» и «Наши куклы хороши, покажем притчи для души», к нам присоединились волонтеры из медколледжа и губернаторского техникума, которые стали вместе с нашими ребятами оказывать помощь инвалидам, пенсионерам, больным и престарелым. Благодаря этой работе, они почувствовали ответственность не только за себя и за порученное дело, но и за других, за тех, кто нуждается в их помощи, понимая, что их нельзя подвести.

 Объединившись в молодежное православное общество, ребята стали принимать участие в акциях, оказывать помощь храму во время служб, организовывать и проводить спортивные и культурно массовые мероприятия, семейные праздники, киноклубы, сопровождать нуждающихся в паломнических поездках, некоторые вступили в ряды сестер милосердия, некоторые стали постоянными помощниками в работе с группой молодых инвалидов с интеллектуальным отклонением.

Но, честно говоря, немногие молодые люди и их родители испытывают живой интерес к религиозному образованию и к жизни прихода.

Не столь много инициатив исходит и от самих подростков (молодых людей). Поэтому мы стараемся им помогать, направлять. Хочу заметить, что оказанная вовремя помощь по организации мероприятия или подсказанная интересная тема для обсуждения, предложенное какое-либо «живое» дело, важнее для молодежи, потому что способно войти в их сознание и запасть в душу, чем какой-либо вероучительный урок.

Мы это поняли по отзывам нашей «молодежки» после того, как они наперебой рассказывали о том, как оказали своими руками действенную помощь одной из семей инвалидов; как делились впечатлениями о прошедших бурных обсуждениях совместно просмотренного фильма, после организации ими самими праздника для прихожан.

Молодые люди стремятся к общению, обсуждению общих проблем, совместному деланию, к совместному служению ближним. Они всегда открыты к диалогу с теми, кто разделяет их взгляды, кто им доверяет и готов поддержать.

В нашей молодежной организации есть ребята, которые прошли воскресную школу и давно в храме, но есть и такие, которые только делают первые шаги, присоединившись к нам благодаря желанию помочь ближнему. Но это тоже очень ответственные ребята, потому что они пришли по велению души и сердца.

Создав православное молодежное общество на приходе, мы поняли, что молодые люди нуждаются не в словесном назидании, а в живом искреннем внимании, неподдельном проявлении интереса к их жизни.

Когда все это есть, тогда молодежь готова поддержать различные социальные инициативы (проекты), помочь бедным, больным, обездоленным, сиротам, а мы можем только помогать им обрести возможность проявить себя и найти свое место в жизни.

Основатель российской педагогической науки, К.Д. Ушинский, утверждал: “Для того, чтобы стать христианским педагогом, надо снизойти до потребностей ребенка, заглянуть в его душу “. А митрополит Антоний Сурожский говорил: “Я совершенно уверен, что заниматься детьми может всякий человек, который их понимает и может им передать свою веру, а не только головные, умственные знания, но главное — это горение собственного сердца и понимание путей Божиих “.

Я считаю, что в наши дни, для нашей молодежи главное, чтобы нашелся такой лидер, человек с «горением собственного сердца», ответственный, инициативный, готовый к жертвенности, милосердию и пониманию, готовый повести за собой собственным примером, тогда наша молодежь сможет более действенно, с полной ответственностью, проявить себя и будет нам опорой.

Бударина Наталья Леонардовна,
помощник благочинного
Балаковского округа по РОиК

Комментирование запрещено

  • АРХИВ САЙТА